Школа юного экономиста
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Школа юного экономиста» направлена на формирование метапредметных компетенций и умения принимать финансовые решения в повседневной жизни, а также на развитие процессов самопознания, самовыражения и самореализации учащихся.
Рабочая программа «Школа юного экономиста» составлена на основании следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями);
Цель и задачи освоения дисциплины:
1) удовлетворение познавательных потребностей учащихся в области финансов;
2) формирование у учащихся активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
3) приобретение учащимися опыта в области финансовых от ношений в семье, применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, познание вопросов финансовой грамотности, способов собственного
поведения, принятия решений, поиска и изучения информации в данной области;
4) воспитание у учащихся интереса к содержанию курса финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
5) приобретение учащимися информационных и коммуникативных умений;
6) развитие творческих способностей учащихся, формирование у них исследовательских умений, интереса к естественнонаучному познанию.
7) развитие мыслительных, исследовательских навыков у учащихся: умение наблюдать, анализировать результаты наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать предположения, формировать гипотезы, обосновывая их и проверяя практикой;
8) воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связис такими учебными дисциплинами, как математика, история, география, экономика. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся и включают в себя финансовые задачи, практические задания, анализ диаграмм и таблиц, кейс-задания и учебные проекты.
Срок реализации программы составляет 72 часа.
Возраст обучающихся:10-14 лет
Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая (до 15 человек).
Направление программы: естественнонаучное, социально-педагогическое
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты освоения программы:
– способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
– сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений;
– умение самостоятельно конструировать свои знания;
– умение ориентироваться в информационном пространстве;
– развитие критического и творческого мышления;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Навыки финансово-грамотного поведения, формируемые при освоении программы:
- Проценты:
‒ понимать, что такое процент, в чем отличие простого от сложного процента;
‒ уметь находить процент от данного числа;
‒ уметь находить число по его процентам;
‒ уметь находить процентное отношения двух чисел;
‒ уметь решать задачи без обращенного капитала;
‒ уметь решать задачи с обращенным капиталом.
- Вклад (депозит):
‒ уметь различать виды банковских вкладов, сравнивать их условия;
‒ уметь рассчитывать доходность вкладов;
‒ уметь рассчитывать суммы с учетом процентов, причитающихся к выплате вкладчику по окончании срока депозита;
‒ уметь рассчитывать суммы процентов с учетом конкретных условий банковского депозита (возможность пополнения, капитализации, график начисления процентов).
- Кредит:
‒ понимать сущность и общие принципы кредитования;
‒ уметь сравнивать различные кредитные предложения банков;
‒ уметь рассчитывать полную сумму, которую нужно вернуть банку с учетом процентов и других платежей;
‒ уметь рассчитывать стоимость кредита (переплаты);
‒ уметь рассчитывать размер аннуитетного платежа на весь срок кредита.
- Расчетно-кассовые операции:
‒ понимать разницу между дебетовой и кредитной банковскими картами;
‒ понимать особенности списания средств со счета карты при покупках в иностранной валюте, оценивать величину затрат на конвертацию;
‒ уметь рассчитывать конвертацию денежных единиц из одной валюты в другую;
‒ уметь проводить расчеты с учетом разницу между курсом покупки и курсом продажи;
‒ уметь рассчитывать денежные переводы с помощью разных операторов платежных систем;
‒ уметь оценивать стоимость банковского обслуживания.
- Страхование:
‒ понимать основные принципы страхования;
‒ уметь сравнивать различные виды страховых продуктов;
‒ понимать особенности обязательного и добровольного страхования;
‒ уметь рассчитывать страховую премию;
‒ уметь рассчитывать стоимость полиса осаго.
- Инвестиции:
‒ понимать, что такое инвестирование, в чем его отличие от сбережения;
‒ уметь различать основные виды инвестиционных инструментов;
‒ уметь оценивать степень риска конкретного инвестиционного продукта;
‒ уметь рассчитывать доходность разных ценных бумаг;
‒ уметь сравнивать доходность разных инвестиций.
- Пенсии:
‒ понимать суть взаимоотношений государства и человека;
‒ понимать главные отличия негосударственного пенсионного фонда;
‒ уметь выбирать негосударственный пенсионный фонд для инвестирования;
‒ уметь рассчитывать пенсионные накопления.
- Налоги:
‒ понимать сущность налогообложения;
‒ уметь различать разные виды налогов;
‒ уметь рассчитывать подоходный налог и социальные выплаты;
‒ понимать порядок применения налоговых вычетов и расчет суммы возмещения;
‒ уметь рассчитывать налоговый вычет;
‒ уметь рассчитывать налог на имущество.