Школа юного экономиста

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Школа юного экономиста» направлена на формирование метапредметных компетенций и умения принимать финансовые решения в повседневной жизни, а также на развитие процессов самопознания, самовыражения и самореализации учащихся.

Рабочая программа «Школа юного экономиста» составлена на основании следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);

– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями);

Цель и задачи освоения дисциплины:

1) удовлетворение познавательных потребностей учащихся в области финансов;

2) формирование у учащихся активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;

3) приобретение учащимися опыта в области финансовых от ношений в семье, применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, познание вопросов финансовой грамотности, способов собственного
поведения, принятия решений, поиска и изучения информации в данной области;

4) воспитание у учащихся интереса к содержанию курса финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

5) приобретение учащимися информационных и коммуникативных умений;

6) развитие творческих способностей учащихся, формирование у них исследовательских умений, интереса к естественнонаучному познанию.

7) развитие мыслительных, исследовательских навыков у учащихся: умение наблюдать, анализировать результаты наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать предположения, формировать гипотезы, обосновывая их и проверяя практикой;

8) воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы. 

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связис такими учебными дисциплинами, как математика, история, география, экономика. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся и включают в себя финансовые задачи, практические задания, анализ диаграмм и таблиц, кейс-задания и учебные проекты.

Срок реализации программы составляет 72 часа.

Возраст обучающихся:10-14 лет

Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая (до 15 человек).

Направление программы: естественнонаучное, социально-педагогическое

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты освоения программы:

– способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

– сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений;

– умение самостоятельно конструировать свои знания;

– умение ориентироваться в информационном пространстве;

– развитие критического и творческого мышления;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Навыки финансово-грамотного поведения, формируемые при освоении программы:

  1. Проценты:

‒ понимать, что такое процент, в чем отличие простого от сложного процента;

‒ уметь находить процент от данного числа;

‒ уметь находить число по его процентам;

‒ уметь находить процентное отношения двух чисел;

‒ уметь решать задачи без обращенного капитала;

‒ уметь решать задачи с обращенным капиталом.

  1. Вклад (депозит):

‒ уметь различать виды банковских вкладов, сравнивать их условия;

‒ уметь рассчитывать доходность вкладов;

‒ уметь рассчитывать суммы с учетом процентов, причитающихся к выплате вкладчику по окончании срока депозита;

‒ уметь рассчитывать суммы процентов с учетом конкретных условий банковского депозита (возможность пополнения, капитализации, график начисления процентов).

  1. Кредит:

‒ понимать сущность и общие принципы кредитования;

‒ уметь сравнивать различные кредитные предложения банков;

‒ уметь рассчитывать полную сумму, которую нужно вернуть банку с учетом процентов и других платежей;

‒ уметь рассчитывать стоимость кредита (переплаты);

‒ уметь рассчитывать размер аннуитетного платежа на весь срок кредита.

  1. Расчетно-кассовые операции:

‒ понимать разницу между дебетовой и кредитной банковскими картами;

‒ понимать особенности списания средств со счета карты при покупках в иностранной валюте, оценивать величину затрат на конвертацию;

‒ уметь рассчитывать конвертацию денежных единиц из одной валюты в другую;

‒ уметь проводить расчеты с учетом разницу между курсом покупки и курсом продажи;

‒ уметь рассчитывать денежные переводы с помощью разных операторов платежных систем;

‒ уметь оценивать стоимость банковского обслуживания.

  1. Страхование:

‒ понимать основные принципы страхования;

‒ уметь сравнивать различные виды страховых продуктов;

‒ понимать особенности обязательного и добровольного страхования;

‒ уметь рассчитывать страховую премию;

‒ уметь рассчитывать стоимость полиса осаго.

  1. Инвестиции:

‒ понимать, что такое инвестирование, в чем его отличие от сбережения;

‒ уметь различать основные виды инвестиционных инструментов;

‒ уметь оценивать степень риска конкретного инвестиционного продукта;

‒ уметь рассчитывать доходность разных ценных бумаг;

‒ уметь сравнивать доходность разных инвестиций.

  1. Пенсии:

‒ понимать суть взаимоотношений государства и человека;

‒ понимать главные отличия негосударственного пенсионного фонда;

‒ уметь выбирать негосударственный пенсионный фонд для инвестирования;

‒ уметь рассчитывать пенсионные накопления.

  1. Налоги:

‒ понимать сущность налогообложения;

‒ уметь различать разные виды налогов;

‒ уметь рассчитывать подоходный налог и социальные выплаты;

‒ понимать порядок применения налоговых вычетов и расчет суммы возмещения;

‒ уметь рассчитывать налоговый вычет;

‒ уметь рассчитывать налог на имущество.