Шахматы

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление ребенка, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.

Игра в шахматы положительно влияет на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.

Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».

Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но, обучение ребенка шахматам с раннего возраста является отличной дошкольной подготовкой и залогом хорошего школьного обучения. Доказано, что дети, которые в дошкольном возрасте начали играть в шахматы, отлично успевают в школе. Такие дети не испытывают проблем с точными науками, быстро выполняют домашние задания. Шахматы для детей несут в себе множество положительных моментов. Воспитательные плюсы от игры в шахматы заключаются в том, что у ребенка появляется целеустремленность, усидчивость, воля и выдержка. Юный шахматист учится самостоятельно принимать решения, не расстраиваться и не унывать, а идти к цели. Шахматы делают ребенка внимательным и собранным.

Цель освоения дисциплины– организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.

Задачи дисциплины:

– познакомить с историей шахмат;

– дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения;

– привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;

– научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно;

– научить уважать соперника;

– развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

– ввести в мир логической красоты и образного мышления;

– расширить представления об окружающем мире.

Срок реализации программы составляет 72 часа.

Возраст обучающихся:6 – 15 лет.

Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая, работа в парах, индивидуальная, индивидуально-групповая. Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.

Направление программы: физкультурно-спортивное.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 Данная программа предусматривает достижение учеников в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения программы:

–формирование основ российской, гражданской идентичности;

–наличие чувства прекрасного;

–формирование основ шахматной культуры;

–понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

–наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

–готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

–уважительное отношение к иному мнению;

–приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми исверстниками;

–воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

–умение управлять своими эмоциями;

–дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижениипоставленных целей;

–формирование навыков творческого подхода при решении различных задач,стремление к работе на результат;

–оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровеньсформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

  1. Познавательные УУД:

умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

владение способом структурирования шахматных знаний;

способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи вконкретных условиях;

умение находить необходимую информацию;

способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу,

самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемытворческого или поискового характера;

умение моделировать, а также владение широким спектром логическихдействий и операций, включая общие приёмы решения задач;

способность строить логические цепи рассуждений, анализировать ипросчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию,

устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника,сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

  1. Коммуникативные УУД:

умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты наоснове согласования различных позиций;

способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вестидискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственнуюпозицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию сучителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать

предметное содержание и условия деятельности в речи.

  1. Регулятивные УУД:

умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опытобучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного материала.

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по даннойпрограмме обучающиеся должны:

приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмати их значении в жизни человека;

владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл инаправленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.