Физика вокруг нас

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Физика вокруг нас» направлена на ознакомление обучающихся с законами и явлениями, лежащими в основе работы электронных устройств, окружающих их в повседневной жизни, овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

 

Цель освоения дисциплины – формирование у учащихся представлений о единстве природы и наук о ней, представлений о том, что физические законы лежат в основе многих окружающих процессов и явлений. Знакомство учащихся с устройством и принципом работы простейщих электронных приборов и устройств, развитие интереса к конструированию электрических схем.

 

Задачи дисциплины:

– приобретение умений: планировать эксперимент, отбирать приборы для выполнения эксперимента; выполнять эксперимент;

– приобретение учащимися информационных и коммуникативных умений;

– развитие творческих способностей учащихся, формирование у них исследовательских умений, интереса к естественнонаучному познанию;

– развивать у учащихся навыки сборки электрических схем;

научить читать схемы, то есть представлять процессы, протекающие в электрических цепях;         

– формировать умения и знания о способах конструирования электрических схем;

– развитие мыслительных и исследовательских навыков у учащихся: умение наблюдать, анализировать результаты наблюдений, устанавливать причинноследственные связи, выдвигать предположения, формировать гипотезы, обосновывая их и проверяя практикой, формировать интерес к познанию окружающего мира;

– развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников в процессе самостоятельного приобретения знаний по физике с использованием различных источников;

– воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы. 

 

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий.

Изложение теоретического материала может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов (рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов). Проведение лабораторно-практических работ способствует углублению, закреплению и конкретизации приобретенных теоретических знаний, формированию практических умений и навыков.

На занятиях применяются различные формы работы, такие как групповые, парные, командные, индивидуальные.

Срок реализации программы составляет 72 часа.

         Возраст обучающихся: 12 – 15 лет.

Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая (до 15 человек). 

Направление программы: естественнонаучное.


Требования к уровню подготовки обучающихся

 Личностные результаты освоения программы:

– способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

– сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений;

– умение самостоятельно конструировать свои знания;

– умение ориентироваться в информационном пространстве;

– развитие критического и творческого мышления;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты освоения программы:

В результате освоения программы, обучающиеся должны

Знать:

‒ основные параметры электрической цепи: напряжение, сила тока, сопротивление, работа, мощность и их обозначение, единицы измерения.

‒ физический смысл законов Ома для участка электрической цепи, законы последовательного и параллельного соединения проводников.

‒ условия существования электрического тока в цепи.

‒ сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов: амперметра, вольтметра, мультиметра

‒ устройство и принципы работы элементов цепи: источников питания, источников света, резисторов и реостатов, диодов, транзисторов, электродвигателей и др.

‒ сходство и различие между проводниками, полупроводниками и диэлектриками.

‒ правила электробезопасности.

Уметь:

– рассчитывать основные параметры электрической цепи.

– составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации.

– читать электрические схемы.

– определять цену деления амперметра и вольтметра.

– использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники.

‒ представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных.

– сотрудничать с товарищами, работать в исследовательской группе.

Владеть:

– умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели.

‒ навыками работы с измерительными приборами.

‒ основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями.