Нестандартные методы решения задач алгоритмизации

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Нестандартные методы решения задач алгоритмизации» ориентирована на учащихся 9-11 классов и направлена на:

– формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

– удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном развитии;

– создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

– приобретение учащимися дополнительных знаний по математике и информатике;

– понимание и осознание учащимися важной роли образования в дальнейшем профессиональном самоопределении, выборе профессии, жизненного пути, становлении личности.

Цель освоения дисциплины – научить обучающихся анализу и решению сложных нестандартных математических задач посредством формирования у них логического мышления и представления решения в виде четкого алгоритма действий.

Задачи дисциплины:

– дать знания теоретического материала из различных математических теорий (система координат, комбинаторика, финансовая математика, операции над множествами и др.);

– дать знания по основам математического анализа, аналитической геометрии и теории вероятностей;

– ознакомить с некоторыми нестандартными математическими методами решения задач (геометрический подход к решению аналитических задач, вероятностная интерпретация и др.);

– заложить основы навыков самостоятельной работы при решении нестандартных математических задач;

– развить умение выстраивать цепь логических суждений, аргументации и доказательств;

– развить умение работать со справочной и специальной литературой;

– развить абстрактное мышление.

 

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий.

Изложение теоретического материала может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, различного оборудования. На занятиях применяются различные формы работы, такие как групповые, парные, командные, индивидуальные. Для проверки усвоения материала и качества знаний учащихся предполагается проведение устных опросов, кейс и итоговая контрольная работа.

Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

 

Срок реализации программы составляет 72 часа.

Возраст обучающихся: 16 – 18 лет.

Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая (до 15 человек). 

Направление программы: естественнонаучное.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Предметные результаты освоения программы:

В результате освоения программы, обучающиеся должны

Знать:

– существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

– понятие функции как математической модели, описывающей разнообразие реальных зависимостей; 

– определение основных свойств функции (область определения, область значений, четность, возрастание, экстремумы, обратимость и т. д.);

– основные приемы и методы решения уравнений, неравенств, систем.

Уметь:

– разрабатывать алгоритм решения поставленной задачи;

– действовать в соответствии с алгоритмом;

– геометрически интерпретировать условия задачи и полученные результаты;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить логические рассуждения, умозаключения и выводы;

– точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику.

Владеть:

– основными навыками разработки алгоритма решения поставленных задач; 

– основными приёмами преобразований графиков и применять их при построении графиков; 

– техникой преобразований выражений, решения уравнений и неравенств повышенной сложности.