Лаборатория ученых
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Лаборатория ученых» направлена на ознакомление обучающихся с законами, лежащими в основе биофизики, с физическими методами воздействия и исследования, широко применимыми в биологии и медицине.
Цель освоения дисциплины – формирование у учащихся представлений о единстве природы и наук о ней, представлений о том, что физические законы лежат в основе химических и биологических методов исследования и физические методы широко применяются в биологических и химических исследованиях.
Задачи дисциплины:
- расширение кругозора учащихся, формирование у них познавательного интереса, развитие умения обосновывать физиологические процессы с точки зрения физических процессов;
- приобретение умений: планировать эксперимент, отбирать приборы для выполнения эксперимента; выполнять эксперимент; применять математические методы к решению теоретических задач;
- приобретение учащимися информационных и коммуникативных умений;
- развитие творческих способностей учащихся, формирование у них исследовательских умений, интереса к естественнонаучному познанию.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий.
Изложение теоретического материала может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов (рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов). Проведение лабораторно-практических работ способствует углублению, закреплению и конкретизации приобретенных теоретических знаний, формированию практических умений и навыков
На занятиях применяются различные формы работы, такие как групповые, парные, командные, индивидуальные.
Срок реализации программы составляет 72 часа.
Возраст обучающихся: 10 – 16 лет.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая (до 15 человек).
Направление программы: естественнонаучное.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты освоения программы:
- способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического и творческого мышления;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты освоения программы:
В результате освоения программы обучающиеся должны
Знать:
- фундаментальные понятия и определения, законы физики и биологии;
- основные физические показатели человека;
- механические свойства живых тканей и органов;
- механические явления, происходящие как с целым организмом, так и с его органами;
- оптическую систему глаза и некоторые её особенности, недостатки оптической системы глаза;
- субъективные характеристик звука;
- электропроводимость биологических тканей.
Уметь:
- проводить наблюдения, фиксировать эмпирические данные, строить план исследования;
- проводить эксперименты (наблюдения), позволяющие выявить новые характеристики явления;
- выдвигать гипотезы и строить модели;
- использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических и биологических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет;
- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений
- применять полученные знания по физике и биологии для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
- сотрудничать с товарищами, работать в исследовательской группе;
- представлять результаты работы в форме короткого сообщения с использованием визуальных средств демонстрации (графиков, диаграмм, рисунков).
- приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности;
- раскрывать роль физики и биологии в природе и жизни человека
Владеть:
- умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели.